Трушкова Ирина Николаевна
Интерактивность ресурсов Интернета как основная характеристика
их эффективности при обучении письменному выражению
мыслей (ПВМ) на иностранном языке.
Часть 1
Проблема интерактивности Интернет-ресурса при обучении ПВМ изначально осложняется характером этого вида речевой деятельности, так как процесс коммуникации во многом зависит от отсроченной обратной связи. Задача использования Интернет-ресурсов при обучении ПВМ как раз и направлена на повышение оперативности обратной связи.
Учет потенциала интерактивности Интернет-ресурса позволяет определить возможность его использования в процессе обучения ПВМ на иностранном языке. Для определения степени интерактивности, на наш взгляд, следует полагаться на такие критерии как:
· возможность моделирования реального общения между субъектами;
· наличие оперативной обратной связи (однонаправленность/двунаправлен-ность способа общения);
· синхронный/асинхронный режим организации работы по обучению ПВМ;
· вариативность форм предоставления (получения) информации (графический, текстовой, аудио, видео);
· объем сетевых ресурсов, необходимых для написания письменной работы.
Количество субъектов взаимодействия, наличие оперативной обратной связи, форма предоставления (получения) информации и оформление работы определяют технические и дидактические характеристики каждого Интернет-ресурса. Параметры интерактивности ресурсов Интернета наиболее очевидны при рассмотрении особенностей организации взаимодействия между студентом и студентами, студентом и преподавателем, студентами и внешними экспертами и т.д. в ходе осуществления разных проектов, направленных на обучение ПВМ и действующих на основе мультимедийных и гипермедийных средств.
Как показывает наш собственный опыт и опыт ряда ученых (И.Браун, С.В.Титова, М.Варшауэр, Л.Гилберт и др.) ресурсы Интернета, возможности которых позволяют поддерживать онлайновый режим работы с помощью средств мультимедиа и гипермедиа (чат, форумы, теле-аудио-видеоконференции, проекты и т.д.), обладают наибольшей степенью интерактивности, так как обеспечивают высокую динамику взаимодействия и сотрудничества, усложнение форм интеракции, продуцирование и рефлексию материала, различное графическое и текстовое экранное оформление и презентацию письменной работы.
Для того чтобы показать, как можно вычислить степень интерактивности Интернет-ресурса, следует рассмотреть классификацию веб-сайтов, предложенную Ш.Мут.
Первый (дистрибутивный) вид сайтов представляет материалы, образцы уроков, языковые упражнения по грамматике, лексике, которые предназначены для самостоятельной работы студентов. Они помогают студенту оценить свой языковой уровень, степень развития различных умений речевой деятельности. Главной особенностью этого вида сайтов является однонаправленное общение, взаимодействие между студентом и обучающей программой.
· Второй (тьюториальный) вид сайтов обеспечивает двустороннюю коммуникацию, взаимодействие между преподавателем и студентом. Это взаимодействие может быть синхронным и асинхронным. Студенты выполняют полученные от преподавателя по Интернету или электронной почте задания и потом отсылают их обратно на проверку. Преподаватель оценивает работу студентов и отсылает им свои комментарии, замечания или пожелания. Данные материалы широко используются в дистанционном обучении.
· Последний (кооперативный) вид сайтов способствует развитию сотрудничества и взаимодействия различного рода для выполнения совместных работ. Как и в предыдущем виде сайтов, общение может быть синхронным и асинхронным. Эти сайты являются наиболее полезными для интерактивного обучения ПВМ, т.к. создают необходимые условия для создания творческих исследовательских письменных работ.
Как видно из классификации Ш.Мут, в основе работы с первым видом материалов сайтов лежат ресурсы, обеспечивающие: 1) ограниченный выбор субъектов общения (между студентом и обучающей программой); 2) отсутствие обратной связи (отсутствие активного участия и контроля со стороны преподавателя); 3) наличие только однонаправленного общения между участниками.
Можно сделать вывод, что ресурсы первого вида сайтов обладают низкой степенью интерактивности и могут быть использованы лишь на предварительном или подготовительном этапе обучения ПВМ, а также в ходе самостоятельной работы студентов. Такие ресурсы не требуют знаний и умений использования различных дидактических и методических функций Интернета.
Ресурсы, предлагаемые вторым видом сайтов, обладают такими показателям как: двусторонняя коммуникация, синхронность/асинхронность режима общения, наличие обратной связи (взаимодействие между преподавателем и студентом, преподавателем и группой студентов) и характеризуются средней степенью интерактивности.
Третья группа сайтов предполагает активное общение, взаимодействие участников с целым рядом ресурсов Интернета с целью проведения исследовательской работы (в ходе, например, учебного или международного проекта). Здесь студенты не только развивают сложные умения ПВМ, но и осваивают технические и дидактические особенности экранной культуры. Ресурсы Интернета, используемые в этой группе сайтов характеризуются высокой степенью интерактивности. Например, участие в международном проекте предполагает грамотное сочетание различных Интернет-ресурсов, а также их вариативность (электронная почта, телеконференция, форум, доска объявлений, служба информации), что достигается под руководством преподавателя. Набор нескольких Интернет-ресурсов демонстрирует работу всех критериев интерактивности, а именно: возможность моделирования реального общения между субъектами, количество и доступность субъектов взаимодействия, наличие оперативной обратной связи, а также разнообразные формы предоставления (получения) информации (графический, текстовой, аудио, видео), сложность письменной работы и набор сетевых средств для ее оформления.
|