Трушкова Ирина Николаевна
Интерактивность ресурсов Интернета как основная характеристика
их эффективности при обучении письменному выражению
мыслей (ПВМ) на иностранном языке.
Часть 2
С точки зрения содержания и возможности развития умений ПВМ, первые два вида материалов сайтов в сочетании с традиционными печатными пособиями включают различного рода задания, упражнения и только готовят студентов к написанию письменных работ. Материалы последнего вида сайтов обеспечивают развитие умений в процессе написания самостоятельных творческих исследовательских письменных работ, которые требуются от студентов филологов на старших курсах.
Под углом зрения использования Интернет-ресурсов все виды письменных работ можно разделить на две группы:
1. 1. Письменные работы, которые можно создать без использования ресурсов Интернета. Однако применение ресурсов Интернета делает процесс написания этих же работ гораздо более эффективным. К таким письменным работам относятся следующие работы:
· научная статья с критическим обзором источников,
· популярное изложение научного материала с учетом уровня читателя,
· сочинения описательного, повествовательного, объяснительного и полемического характера на педагогические, методические и лингвистические темы,
· развернутая рецензия на книгу,
· дипломная работа.
2. Виды письменных работ, которые возможно создать только с помощью ресурсов Интернета и в которых гипертекст является либо основным, либо вспомогательным средством, отражающим структурные особенности письменного текста. К этим работам можно отнести следующие:
· телекоммуникационный языковой (лингвистический) проект,
· общий групповой учебный веб-сайт (group web site),
· домашняя страница (home page),
· индивидуальная веб-страница (web page),
· блог(и).
К основным критериям оценки качества содержания, структуры и оформления новых видов письменных электронных продуктов (веб-страница, блог и т.д.) можно отнести: научность; доступность; привлекательность; логику; полноту освещения проблемы. (П.А.Баврин, М.Варшауэр, А. Кэмпбел, Ш.Мут и др.)
Обеспечение научности содержания предполагает глубину и корректность изложения учебного материла, доступного из ресурсов Интернета. При этом учебный материал должен содержать достоверные сведения о предмете общения.
Обеспечение доступности содержания предполагает реализацию необходимой степени теоретической сложности сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов. При этом в отличие от электронных изданий, ресурсы Интернета могут содержать усложненный и избыточный материал, дифференцированный по уровням сложности, который может использоваться как преподавателем, так и студентами. Поэтому преподаватель самостоятельно определяет степень доступности материала.
Обеспечение наглядности содержания предполагает реализацию возможностей современных электронных средств визуализации (например, изображение объемных фигур, схем средствами компьютерной графики) объектов, процессов, явлений и их моделей. Наглядность на основе мультимедиа способствует повышению интереса студентов к представленной в Интернете информации и способствует эффективной систематизации знаний и умений студентов.
Обеспечение логики изложения учебного материала в ресурсах Интернета предполагает четко обозначенную последовательность изложения материала, его разбиение на разделы в зависимости от сложности проблемы, которые, как правило, выполнены в виде гиперссылок. При этом знания, умения и навыки студентов должны формироваться в определенном последовательности, устанавливаемой преподавателем или самим студентом: каждый раздел учебного материала логически связывается с другими, но может изучаться и в произвольном порядке, что отличает учебную деятельность с ресурсами Интернета от учебников, учебных пособий и т.п.
Обеспечение полноты содержания учебной деятельности студентов предполагает выполнение всех вышеизложенных требований по выполнению заданий. На старших курсах наблюдается самопрограммирование учебных действий, чему способствует использование Интернета и особенностей гипертекста как характеристики Интернет-ресурса.
Итак, дополнительными критериями оценки качества содержания, структуры и формы Интернет-ресурса могут быть: интерактивность; достоверность; гипермедийность; наличие различных режимов работы с ресурсами Интернета (П.А. Баврин, С.В. Титова, М.Ю. Бухаркина, Г. Дудини и др.).
Обеспечение интерактивности изложения учебного материала в ресурсах Интернета предполагает реализацию учебного интерактивного взаимодействия или диалога студентов с ресурсами Интернета. Оценка интерактивности ресурсов Интернета зависит от учета всех ее параметров, перечень которых был предложен выше.
Обеспечение достоверности изложения учебного материала в ресурсах Интернета предполагает авторитетность авторов, которая определяется в Интернете количеством ссылок на них, а также уверенность, что ресурс предварительно был исследован преподавателем и его рекомендации по использованию этого ресурса оправдываются на практике.
Кроме того, все виды активного взаимодействия с ресурсами Интернета должны обеспечивать: естественность, последовательность, краткость, гибкость и поддержку пользователя.
Естественность означает, что при взаимодействии с ресурсами Интернета стиль ведения диалога должен быть эксплицитным, фразы не должны требовать дополнительных пояснений, а содержание языкового материала должно соответствовать уровню подготовки и возрастным особенностям студентов.
Требование последовательности, предполагает, что после освоения одних функций Интернета у студентов не возникает затруднений при работе с другими его функциями.
Требование краткости предполагает ввод студентами минимального размера сообщений, что обеспечивает более быстрое взаимодействие с ресурсом Интернета и облегчает контроль правильности высказываний студентов.
Поддержка пользователя осуществляется в виде подсказок, справочной информации или обратной связи, а также дополнительными ресурсами Интернета, способствующих разъяснению информации и обеспечивающих обратную связь. В то время как подсказка и справочная информация могут опережать действия студента, обратная связь осуществляется после ввода им сообщения.
Требование гибкости диалогового режима общения подразумевает, насколько хорошо он соответствует различным уровням подготовки студентов. Индивидуализация обучения на базе ресурсов Интернета зависит и от гибкости используемого режима общения, и от режима обучения.
При этом наличие разных видов контроля и оценки объема и качества учебных действий студентов в процессе взаимодействия с ресурсами Интернета дает возможность определять и запоминать промежуточные результаты контроля каждого студента или группы студентов, который должен практически всегда сопровождаться анализом действий студентов. Студент чувствует, что во время процесса обучения происходит постоянный контроль и анализ его действий с помощью ресурсов Интернета. Интерактивная система обучения также предоставляет студенту возможность самоконтроля и самоисправления неудачных фраз и сделанных ошибок, самостоятельного выбора стиля и приемов усвоения материала, развития необходимых умений.
Таким образом, знание потенциала интерактивности Интернет-ресурсов, критериев определения степени интерактивности (возможность моделирования реального общения между субъектами; наличие оперативной обратной связи, объем сетевых ресурсов и т.д.) позволяет определить возможности их эффективного использования в процессе обучения ПВМ на иностранном языке, что, в свою очередь, обеспечивает:
1. Учет и градацию трудностей разных форм взаимодействия в зависимости от уровня подготовки студентов и цели обучения на конкретном этапе.
2. Высокую динамику интеракции и сотрудничества между преподавателем и студентами, студентами и студентами, студентами и экспертами; усложнение форм интеракции, продуцирование и рефлексию материала, различное графическое и текстовое экранное оформление и презентацию письменной работы. Этому особенно способствуют ресурсы Интернета, поддерживающие онлайновый режим работы с помощью средств мультимедиа и гипермедиа (чат, форумы, теле-аудио-видеоконференции, проекты и т.д.), которые обладают наибольшей степенью интерактивности.
3. Определение студентом собственной траектории изучения материала и решения проблемы в ходе индивидуального или группового исследования благодаря интерактивным возможностям Интернет-технологий и на основе уже проверенных на практике рекомендаций преподавателя.
4. Создание традиционных письменных работ, написание которых с помощью ресурсов Интернета становится более эффективным (сочинения, рецензии, статьи и т.д.).
5. Написание письменных работ, которые возможно создать только с помощью ресурсов Интернета: телекоммуникационный проект, общий групповой учебный веб-сайт, домашняя страница, индивидуальная веб-страница, блог(и), а также создание гипертекста.
6. Проведение с помощью ресурсов Интернета контроля и самоконтроля, проверки и самопроверки, анализа и самоанализа промежуточных результатов обучения на всех этапах работы.
7. Учет основных критериев (научность, доступность, привлекательность и др.) оценки качества содержания, структуры и оформления новых видов письменных электронных продуктов (веб- страница, блог и т.д.).
8. Учет дополнительных критериев оценки качества содержания, структуры и формы Интернет-ресурса (интерактивность, достоверность, гипермедийность и т.д.), благодаря которым достигается естественность взаимодействия, последовательность, гибкость режима общения и процесса обучения, а также поддержка усилий пользователя.
Библиография
1. Бухаркина М.Ю.. использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе. Диссертация канд.пед.наук. М, 1994. – 198с.
2. (doc) Методика оценки эффективности применения информационных ресурсов в учебном ... | П.А.Баврин/ ред.М.Е.Прохоров ipk.admin.tstu.ru/bpi/bpiweb.exe/doc2252.doc?id=2252 · 283 КБ
3. Насонова Ю.М.. Информационно-обучающая среда как средство развития познавательной самостоятельной деятельности студентов педвузов. Автореферат Челябинск, 2000.
4. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. - Москва: Изд-во МГУ, 2003.
5. Титова С.В. Личная веб-страница. Раздел "ESL Resources for Teachers". – http://www.ffl.msu.ru/people/stitova/4teachers.html
6. Blogging Across the Curriculum (Weblogs in and around the classroom). -http://mywebspace.quinnipiac.edu/PHastings/classroom.html
7. Edmonds, R. (1996, July). Distance teaching with a vision. Paper presented at the Biennial Conference of the Australian Society for Educational Technology, Melbourne.
8. Dudeney, G. The Internet and the Language Classroom. A practical guide for teachers. Cambridge Handbooks for Language Teachers. Series Editor Penny Ur. Cambridge University Press.2000.
9. Brown I. Internet Treasure Hunts A Treasure of an Activity for Students Learning English The Internet TESL Journal, Vol. V, No. 3, March 1999. - http://iteslj.org/Lessons/Brown-TreasureHunts.html
10. Campbell A. P. Using LiveJournal for Authentic Communication in EFL Classes /The Internet TESL Journal, Vol. X, No. 9, September 2004. - http://iteslj.org/Techniques/Campbell-LiveJournal/
11. Gilbert, L., & Moore, D. R. (1998). Building interactivity into web courses: Tools for social and instructional interaction. Educational Technology, 38(3), 29-35.
12. Keys for Writers. A Brief Yandbook. Third Edition. Ann Raimes. Hunter College, City University of New York. Houghton Mifflin Company Boston. New York. 2002.
13. Fulford, C., & Zhang, S. (1993). Perceptions of interaction: The critical predictor in distance education. American Journal of Distance Education, 7(3), 8-21.
14. Warshauer, M., Shetzer, H., Meloni, Ch. Internet for English teaching. United States Department of State. Office of English Language Programs. Alexandria, Virginia, USA. 2000.
15. Resource Books for teachers. Series Editor Alan Maley. CALL David Hardisty, Scott Windeatt. Oxford University Press.1989.
16. Moote, Sh. Evaluation Considerations for On-line ESL Courses. The Internet TESL Journal, Vol. VIII, No. 3, March 2002 http://iteslj.org/ http://iteslj.org/Articles/Moote-Evaluation.html
17. 170 Ideas and Resources for Teachers. Integrating Technology into Planning and Curriculum / Сomp. Seale V. - Last updated: June 13, 2002. - http://www.ael.org/rtec/ideas.htm
|